Разработаны федеральные стандарты внутреннего финансового аудита

Eкaтeринa Уцынa

Miro-Novak /   Depositphotos.com

Минфин Рoссии рaзмeстил нa свoeм oфициaльнoм сaйтe три фeдeрaльныx стaндaртa внутрeннeгo финaнсoвoгo aудитa: «Oпрeдeлeния, принципы и зaдaчи внутрeннeгo финaнсoвoгo aудитa», «Oснoвaния и пoрядoк oргaнизaции внутрeннeгo финaнсoвoгo aудитa, a тaкжe случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», а также «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита». Применяться они будут с 1 января 2020 года.

В положениях стандартов прописано, что их пользователями будут администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, а также распорядители и получатели бюджетных средств.

Первым стандартом устанавливается сам термин «внутренний финансовый аудит». Так, под ним понимается осуществляемая деятельность по формированию и предоставлению руководителю соответствующего администратора бюджетных средств информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий, предложений о повышении качества финансового менеджмента, а также заключения о результатах исполнения соответствующих решений.

Исходя из этого, основными задачами внутреннего аудита являются в том числе:

  • выявление излишних операций, совершаемых при выполнении внутренней бюджетной процедуры;
  • оценка степени соблюдения требований к организации и выполнению внутренних бюджетных процедур;
  • формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию выполнения внутренних бюджетных процедур;
  • изучение результатов контрольных действий, в том числе анализ причин и условий нарушений и недостатков;
  • изучение порядка формирования (актуализации) учетной политики и ее соответствия установленным требованиям;
  • оценка результатов исполнения, направленных на повышение качества финансового менеджмента решений руководителя администратора бюджетных средств, включая субъектов внутреннего финансового контроля.

Второй стандарт направлен, в частности, на установление порядка организации внутреннего аудита. Так, например, такой аудит может осуществлять созданное структурное подразделение, отдельное должностное лицо или полномочия по его проведению передаются главному администратору, в ведении которого находится бюджетное учреждение или иному администратору, также находящемуся в ведении этого главного.

О том, как бюджетной организации отразить в бухгалтерском учете расчеты по выявленным переплатам и неположенным выплатам, читайте в материале «Учет выявленных переплат и неположенных выплат (для госсектора)» в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Третий стандарт определяет права и обязанности должностных лиц при осуществлении аудита. Так, например, работники субъекта аудита имеют право:

  • запрашивать документы, материалы и информацию, связанные с исполнением внутренних бюджетных процедур;
  • получать доступ к информационным системам, содержащим вышеуказанные сведения;
  • посещать помещения и территории, которые занимают субъекты внутреннего финансового контроля;
  • консультировать по вопросам, связанным с проведением мероприятия внутреннего финансового аудита и его результатами, и прочее.

Руководитель субъекта, помимо вышеуказанного, может самостоятельно проводить аудит, формировать аудиторские группы, привлекать к проведению мероприятий экспертов. Требования к таким экспертам устанавливаются в этом же стандарте. Так, например, указывается, что необходимо соответствующее образование и стаж работы, а также сертификатов, подтверждающих наличие специальных знаний и профессиональных навыков, членство в профобъединениях. Немаловажную роль будет играть и профессиональная репутация. На роль экспертов не подойдут действующие или бывшие в проверяемый период сотрудники аудируемого субъекта, а также должностные лица органа государственного финансового контроля.

При проведении аудита субъекты внутреннего финансового контроля обязаны не только выполнять законные требования руководителя и членов аудиторской группы, но и по окончании проверки разработать и выполнить мероприятия по совершенствованию организации и выполнения внутренних бюджетных процедур, а также устранить выявленные нарушения и недостатки. Если же аудит проводится методом наблюдения, то субъект контроля обязан осуществлять все внутренние бюджетные процедуры в присутствии должностных лиц, осуществляющих проверку.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.