Разработаны три проекта федеральных стандартов внутреннего финконтроля

Eкaтeринa Уцынa

kantver /   Depositphotos.com

Минфин Рoссии пoдгoтoвил три прoeктa пoстaнoвлeний oб утвeрждeнии фeдeрaльныx стaндaртoв внутрeннeгo гoсудaрствeннoгo (муниципaльнoгo)финaнсoвoгo кoнтрoля. Oни будут рeглaмeнтирoвaть прaвa и oбязaннoсти при oсущeствлeнии кoнтрoля, плaнирoвaниe кoнтрoльнoй дeятeльнoсти органа внутреннего контроля и принципы контрольной деятельности органов внутреннего контроля. Срок вступления в силу всех трех стандартов установлен на 1 июля 2020 года. С текстами проектов стандартов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России в подразделе «Нормативные правовые акты и методические рекомендации» раздела «Бюджет» рубрики «Деятельность».

Первый стандарт определяет права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов контроля (их должностных лиц). Так, в частности, должностные лица органов контроля обязаны проводить контрольные мероприятия, знакомить руководителя объекта контроля с результатами проверки, направлять представления, предписания об устранении выявленных нарушений, а также уведомления о применении бюджетных мер принуждения в установленных случаях.

Объекты же контроля, в свою очередь, должны выполнять законные требования должностных лиц органа контроля, предоставлять им объяснения, информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных мероприятий. Также нужно предоставлять допуск в помещения и на территории, которые занимают объекты контроля, обеспечивать проверяющих помещениями и оргтехникой, необходимыми для проведения контроля, а также предоставить доступ к своим информационным системам.

Второй стандарт разработан в целях установления общих правил планирования контрольной деятельности органа внутреннего контроля. Согласно ему, орган контроля формирует и утверждает документ, устанавливающий на очередной финансовый год перечень и сроки выполнения контрольных мероприятий. В нем указываются темы контрольных мероприятий, наименования объектов контроля, проверяемый период, а также период (дата) начала проведения контрольных мероприятий. Также в стандарте прописываются правила планирования контрольной деятельности, с перечислением типовых тем плановых мероприятий и этапов планирования. К последним относятся формирование исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий, составление самого проекта плана и его утверждение.

План контрольных мероприятий должен быть утвержден до завершения года, предшествующего планируемому. В него могут вноситься изменения, если:

  • невозможно провести плановые контрольные мероприятий в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, или недостаточностью временных или трудовых ресурсов из-за проведения внеплановых контрольных мероприятий;
  • внесены дополнения и изменения в российское законодательство;
  • в ходе подготовки контрольного мероприятия выявлены существенные обстоятельства, (например, требующих изменения темы контрольного мероприятия, данных об объектах контроля, перечня объектов контроля (включения, исключения, уточнения, в том числе дополнительных объектов контроля), сроков проведения контрольных мероприятий, изменения проверяемого периода, изменения должностных лиц или структурных подразделений органа контроля, ответственных за проведение контрольного мероприятия);
  • проверяемая организация реорганизуется, ликвидируется или меняет организационно-правовую форму.

Третий стандарт устанавливает принципы контрольной деятельности органов внутреннего финанконтроля, которые подразделяются на общие принципы и принципы осуществления профессиональной деятельности, которыми должны руководствоваться уполномоченные государственные (муниципальные) гражданские служащие органа контроля. В частности, к общим относятся этические принципы, принципы независимости, объективности, профессиональной компетентности, целеустремленности, достоверности, профессионального скептицизма.

Принципы осуществления профессиональной деятельности определяют нормы, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица при осуществлении контрольной деятельности, и включают в себя принципы эффективности, риск-ориентированности, автоматизации, информатизации, единства методологии, взаимодействия, информационной открытости.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.